Закрыть ... [X]

Как сделать огневое

Закрыть ... [X]

Мерянская ономастика. Современные верхневолжские фамилии

Всем известны слова из «Сказания о начале царства Казанского и о взятии онаго»: «Наполни такими людми землю ту, еже Черимиса, зовемая Отяки, - тое жъ глаголютъ Ростовскую чернь, тако от крещения рускаго и вселившихся  въ Болгарскихъ жилищахъ…». 

Легенды и предания горят нам, что предки современных марийцев  состояли из двух этнических групп, одна из которых меря - переселилась на нынешнюю территорию на средней Волге с запада из Ростова и Суздаля.   

Возникает вопрос, остался ли кто из них в Волго-Окском междуречье? Обычно историки славянофилы любят утверждать, что меря исчезли еще на заре образования Древнерусского  государства,  поскольку в летописях позднее X ... Читать дальше »


Археологи из Марий Эл: в восточной части Костромской области жили марийцы

Археологи Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М.Васильева (МарНИИЯЛИ) исследуют могильник финно-угорского населения «Кузинские хутора» (IX-XII вв. н.э.), проживавшего в Поветлужье в эпоху средневековья. Об этом сообщает пресс-служба Главы Марий Эл.

Исторический памятник располагается к юго-западу от г. Шарья Шарьинского района Костромской области на коренной террасе левого берега ручья Кузинки. Название связано с кордоном, который находился на этом месте до 50-х годов XX века.

Он уникален тем, что оставлен двумя группами населения. Древнемарийские захоронения перекрываются другой группой, предположительно оставленной пермскими финно-уграми. На сегодняшний день это самый ... Читать дальше »


«Финское солнце» или каждому городу нужна своя мифология…

В марте 2015 года в издательстве «Бегемот» вышел роман Ильдара Абузярова «Финское солнце». Все действие книги разворачивается в «одном доме» в Нижнем Хуторе, читай Нижнем Новгороде. Все герои романа носят говорящие финские имена. Попытались разобраться, откуда у писателя возникли такие аналогии и какой дом в Нижнем Новгороде стал прототипом места действия.

Немного «Финского солнца». И немного истории

— Ильдар, для начала выясним, почему Нижний Хутор?

— Все очень просто. Я всегда считал Нижний Новгород этаким обособленным местом. Вещью в себе, шкатулкой со вторым дном. Это потому что город воз ... Читать дальше »


2018 - 800 лет Ярославскому княжеству

Не так давно Ярославль широко отпраздновал свое тысячелетие, а в прошлом году официально заявил о себе как о  столице популярного туристического маршрута Золотое кольцо, перешагнувшего полувековой юбилей. И вот новый, 2018 год напоминает еще об одной важной дате – 800­-летии образования самостоятельного Ярославского княжества, целой страны со своей столицей, княжескими династиями, монетой и другими атрибутами монархии. Страны, просуществовавшей с начала XIII столетия до 1463 года, когда княжество присоединилось к Москве.

Начало – от мерянского Ростова

Когда-то Ярослав Мудрый основал крепость на волжской Стрелке, чтобы защищать водные подступы к Ростову. Так и Ярославское княжество нача ... Читать дальше »


Ареалы археологических культур и субстратной топонимии Рязанского Поочья

Исторический фонд географических названий рязанской территории бассейна Оки (среднее Поочье) включает в себя мощный пласт неславянской топонимии. Исторические, этнографические и лингвистические данные позволяют уверенно говорить о финно-угорском происхождении части этих топонимов, другая часть более или менее надежно связывается с балтийским языковым материалом [см.: финно-угры и балты..., 67, 97; Топоров, 1997в, 325].

Однако многие топонимы не поддаются объяснению ввиду того, что их история связана с неизвестными сегодня древними языками и диалектами, бытовавшими на территории Восточно-европейской равнины. К ним могут быть отнесены языки мери, муромы, мещеры и других народов, названия которых не сохранились. Многие древние топонимы в процессе вхождения ... Читать дальше »


Костромская деревня. В поисках потерянного Рая

Огромные северные дома, в которых люди живут вместе со скотиной и птицей, глухие и щедрые на свои дары леса, традиционные промыслы. Настоящая Россия? Корреспондент "Денег" много лет мечтал съездить в деревню Никулино Костромской области, о которой ему еще в детстве мать рассказывала как об утерянном рае. Наконец съездил. Той России больше нет. Экономическую реконструкцию того, как она жила, позволяют сделать лишь книги, воспоминания последних деревенских старожилов да живописные развалины.

Глас лесопилки

— Ой, не фотографируйте меня! — кричит женщина на лесопилке.— Не надо мне этого!

И скрывается в вагончике. Неско ... Читать дальше »


Мерянский Унорож вновь поразил костромских археологов

Городище Унорож в Галичском районе Костромской области каждый исследовательский сезон поражает археологов своей новизной и открывает для них новую научную информацию. Итогом экспедиции летом 2017 года стало обнаружение бронзолитейной мастерской, фрагментов монастырской стены и прекрасно полностью сохранившихся шумящих подвесок VIII и X веков.

«Памятник поражает своей новизной каждый сезон», - рассказал информационному порталу СМИ44 руководитель Костромской археологической экспедиции Александр Новиков. С каждым годом находок становится все больше.

Костромская археологическая экспедиция проводит исследования городища с 2013 года. Памятник площадью приблизительно 14 тысяч квадратных метров отража ... Читать дальше »


Финно-угорские "вершки и корешки"

Всё больше пытливых людей занимаются "практической реконструкцией" - полной имитацией каких-то технологией и процессов прошлого. Один московский энтузиаст в 2005 году имитировал подсечное земледелие автохтонов Восточно-европейской (Русской) равнины - финно-угров и балтов, - в Московской области. Сейчас много идёт разговоров, что подсечно-огневое земледелие очень трудозатратно. Например, 1 га леса - это 300-600 деревьев. На семью необходимо хотя бы 2,5 га пашни (если потреблять зерно только самому и не использовать его в межплеменной торговле). С торговлей уже нужно 4 га. Т.е. даже без дани требуется срубить минимум 1000 деревьев. Топорами из железа того времени. Потом всё сжечь. Невыгоревшие пни - выкорчевать, также как и крупные корни. Пашня родит четыре года. Потом расчищай новый участок ... Читать дальше »

Просмотров: 2821 | Добавил: merja | Дата: 16.03.2018 | Комментарии (2)

Мерянская ономастика. Личные мерянские имена

Не следует недооценивать роль меря в формировании великорусской народности. Это был многочисленный, расселенный на огромной территории этнос, постепенному обрусению которого способствовали как православное крещение, так и пребывание меря в стратегически важных для Древнерусского государства местностях.

Хронологически и территориально меря сосуществовали с другими волжскими финнами, и по образу жизни и уровню технологий существенно не отличалась от мордвы, марийцев, муромы и веси, а также соседних балтских и славянских племен. Именно поэтому в местах их проживания, мерянская топонимия преобладает и вместе с топонимией муромы и веси образует единый дорусский пласт.

Подобно современным марийским и мордовским топонимам, мерянские ... Читать дальше »


Христианизация мери. Мерянский Ёлс - Велес или διάβολος?

Поговорим о перспективах исследования мерянского языка. Наряду с использованием того источника, который является пока единственным — всех видов местного (диалектного) русского языка, а так же топонимики и ономастики постмерянских областей Центральной России со следами  мерянского  языка, — должны быть начаты также поиски другого источника — возможных памятников мерянского языка. Обнаружение хотя бы небольших связных  мерянских  текстов могло бы дать значительно более полное представление о его лексике и грамматике, чем то, которое можно будет получить лишь на основе его рассеянных остатков.

Однако важно было бы уже теперь знать, могли ли вообще возникнуть памятники на мерянском  языке. На данный вопрос есть основани ... Читать дальше »


"Меряне" одолели "Русь"!

В старинном русском городе Нерехта 3 марта прошла дружеская встреча нерехтской хоккейной команды "Меряне" с костромской командой "Русь". По сообщению газеты "Нерехтская правда" "меряне" одержали уверенную победу над "русичами" - 3:1. "Меряне" благодарят болельщиков за поддержку!

В 2013 году в Нерехте появилась своя хоккейная команда. Она была основана после того как по инициативе администрации города и любителей хоккея была построена хоккейная коробка на СК Текстильщик. Команда города Нерехта принимала участие в розыгрыше первенства Костромской области в сезонах 2015-2016 и 2016-2017 годов. 

В сентябре 2017 года Нерехтск ... Читать дальше »


Чудские были Кусского края. Часть 2. В лесах и в городах.

Кусской топор Питер строил.

Кусской край испокон жил лесом. Местные мужики в совершенстве овладели ремеслом плотника, и ходили на заработки во многие ближние и дальние сёла и города. Особенно выгоден был отход в тогдашнюю столицу, - в Питер. И добрая половина кусских мужиков там пробавлялась. Ни одна питерская новостройка кон.19 - нач.20 вв. не могла обойтись без кусской артели. Что уж говорить про разросшиеся в это время вокруг Питера дачные посёлки! 

Лигово, Купчино, Колтуши, Парголово, Райвола, Териоки, Куоккала, Мурино, Лесная, Удельная - всё это названия не чуждые слуху кусских мастеров.

Кусские плотники были виртуозы своего дела. Могли возвести избу без единого гвоздя, одним топором и вагой. ... Читать дальше »


Икона залесского пейзажа. Освобождение

И невозможное возможно… 27 февраля с Боголюбовского луга была убрана последняя линия электропередачи, уродовавшая облик «иконы национального пейзажа» - всемирно известного храма Покрова на Нерли. Не прошло и полувека с тех пор, как эта проблема в 1970-х годах стала предметом обсуждения в отечественной публицистике.

«Деньги большие - 260 миллионов, - сказала Светлана Орлова, губернатор Владимирской области. - Жители Владимира не верили, что это осуществится, что эти провода уберут, что это действительно будет, и как-то скептически к этому относились. Но всё состоялось».

Полюбуемся же чистотой пейзажа! И – поговорим о деталях….

... Читать дальше »


В Ярославле во время матча «Локомотив» – ЦСКА презентуют древние мерянские коньки

1 марта во время заключительного домашнего матча регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги, в котором «Локомотив» встретится с ЦСКА, пройдет презентация мерянских костяных коньков тысячелетней давности.

Об этом уникальном экспонате болельщикам расскажут сотрудники Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».

– Костяные мерянские коньки IX-X века, которые находятся в собрании «Ростовского кремля», одни из самых древних коньков эпохи средневековой Руси, обнаруженных на территории России. Один из них был найден в ходе археологических изысканий, второй – нашли местные жители на дне озера Неро. По этнографическим данным, наши предки катались на одном коньке, вто ... Читать дальше »


В Гороховце найден уникальный финский могильник

В Гороховце Владимирской области ученые из Института археологии РАН обнаружили финский могильник двухтысячелетней давности. Это чрезвычайно ценная находка, поскольку такие погребения крайне редко встречаются на территории Северо-Восточной Руси. Ее детальное изучение поможет ученым лучше понять особенности быта и культуры финских племен, которые стали основой возникновения древнерусского этноса в Волго-Окском регионе.

Финские могильники в древнерусских городах — большая редкость (Грунтовые могильники очень сложно обнаружить в отличие от курганных могильников. Прим. Merjamaa). Наши специалисты недавно закончили реставрацию находок из Гороховца, что было очень непросто. Датировка предметов показала, что могильник относится к I веку ... Читать дальше »


«Не люблю крестить за деньги»: священник о том, как живут храмы в глухих деревнях Залесья

Этот ростовский батюшка не носит окладистой бороды. Вообще как-то не подходит под стереотип о священнослужителе — ведёт бурную светскую жизнь, высокий, мощный, ухоженный. Не любит крестить и венчать за деньги. Чудной священник! И водит необыкновенные экскурсии — по древним местам Залесской земли, по сельским храмам, спрятанным в такой глуши, где кажется нет нормальной жизни, земной.

Но есть духовная. С отцом Александром Парфёновым, настоятелем храма в селе Скнятиново, мы поговорили о том, почему он променял столичную жизнь на службу в провинции и кому нужны одинокие церкви в глухих деревнях.

В церковь против воли матери
— Как вы стали батюшкой?

... Читать дальше »


Локальные типы костромской народной вышивки ХIХ-ХХ вв.

Костромская народная вышивка – уникальное явление народного искусства, отражающее местные художественные традиции, историю формирования народной культуры края. Костромская народная вышивка достаточно многообразна; она объединяет шитье, различающееся по технике исполнения, сюжетам и мотивам орнаментов, стилю, колориту, композиции, так как в каждой местности складывались свои узоры и приемы шитья. Исследователи характеризуют Костромскую губернию, как местность неоднородную в этнографическом отношении. Отдельные территории края в разные исторические периоды входили в состав московского княжества (ХIV-ХV вв.), затем Московской и Архангелогородской губерний (ХVIII в.), что не могло не отразиться на культурных традициях населения. В ХIХ-первой трети ХХ в., украшенные вышивкой предметы широко бытовал ... Читать дальше »


Древние водные пути. Монастырские века. Пути на север по рекам Лежа и Обнора


Карта наземных, водных и волоковых путей в XIV - XV вв. (кликнть для увеличения)

Чтобы понять сущность монастырского строительства (монастырской колонизации, прим. merjamaa) после монгольского нашествия 1237 – 1240 гг., которое многократно расширилось в Северо-Восточной Руси со второй четверти XIV века, рассмотрим несколько его особенных черт.

1 - Монастыри возникают вне городской черты, их усиленное строительство на территориях Воладимиро-Суздальской земли и Московского Великого княжества в XIV в. связывают с деятельностью Сергия Радонежского и его многочисленных учеников. Бурный рост монастырей продолжается до конца XVI в.
2 - Вопреки ут ... Читать дальше »


Костромские и ярославские старообрядцы-странники

В 1784 г. старообрядец-филипповец Евфимий перекрестил сам себя в странничество905. Он написал несколько полемических сочинений, среди которых наиболее важны «Разглагольствие о настоящих в древлецерковном последовании несогласьях между собою» и «Цветник». Евфимий попытался создать скит в «Валицких лесах», но вскоре перебрался в д. Малышево Ярославского уезда к крестьянину Петру Фёдорову. Он крестил хозяина с семьёй в странничество, хотя те не ушли в странствие, а только дали обет сделать это в будущем. Таким же образом поступила его сожительница Ирина, перекрестив жителя с. Сопелки Ярославского уезда Петра Семёновича Крайнева и его родственников906. Исследователи оценивают эти поступки как попытку укрепить положение нового учения907.

... Читать дальше »


«Мерянский» след в Ярославской топонимике и ономастике

Актуальность настоящего исследования определяется практически полным отсутствием комплексных обобщающих работ по аннотированной проблематике. В свою очередь отсутствие в регионе специалистов в области финно-угорских языков (или их не активность) приводит к вульгаризации исторического наследия. Так ряд авторов указывают, что в вопросе о происхождении названия реки Которосль «более приемлемо происхождение от финно-угорского слова «извилистая» [4, с. 105].

Не обременяя себя упоминанием о том, какому, именно «финно-угорскому языку» (такового не существует), принадлежит это самое «финно-угорское слово». Между тем по-фински, «извилистая» — «kaamitys», извилистая река — «polveileva joki& ... Читать дальше »


1 2 3 ... 69 70 »

ИНТЕРЕСНОЕ Наш опрос Статистика
Источник: http://merjamaa.ru/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Ловушки для пчел своими руками
Поэтапно рисуем реалистичные
Как сделать откос из пластика
Опыты проводимые в домашних условиях
Двери из стекла в домашних условиях
Как поэтапно нарисовать незнайку ребенку


Как сделать огневое
Как сделать огневое


Фотографии СТРАХОВАНИЕ СЕГОДНЯ
Quot;Терминатор" поражает все вокруг Армейский вестник



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ